Аштанга Йога (восьми ступеней)

Данный форум рассматривает техники йоги, дзен, тантры и медитации в системе достижения духовного роста, развития, обретения спокойствия, чистоты и жизненной силы на своем пути

Аштанга Йога (восьми ступеней)

Сообщение Сидха Шакти » 15 июл 2010, Чт в 03:16

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая». Аштанга-йога состоит из следующих ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Начальные ступени аштанга-йоги — это хатха-йога — система, следуя которой йог учится управлять телом с помощью йога-асан и дыханием с помощью пранаямы. Достигнув этого и уединившись от мира, такой человек старается развить способность управлять жизненным воздухом, циркулирующим в его теле. Когда вас ничто больше не беспокоит, а жизненный воздух сосредоточен у макушки, в сердце или ниже пупка, вы стараетесь полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Такое сосредоточение сознания называется самадхи.

Самадхи, или сознание Бога, — это стадия совершенства как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге. Разница в том, что успех в системе аштанга-йоги определяется технической способностью человека управлять своими чувствами и умом, и начальные ступени этой системы предназначены именно для развития такой способности. Для этого йог сначала должен упорядочить свою жизнь, что достигается с помощью первых двух стадий восьмиступенчатого процесса: ямы и ниямы.

Яма — это регулирующие принципы. В стихах 33-34 девятнадцатой главы одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие двенадцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешённость (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), половое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).

Далее следует нияма — предписанные обязанности. Кришна перечисляет их в стихах 34-35, сразу после регулирующих принципов, — поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имён Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), гостеприимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртха-атана), стремление только к достижению Всевышнего (пара-артха-иха), удовлетворённость (тушти) и служение духовному учителю (ачарья-севана).

Следующая ступень, которая называется асана, — это в большей или меньшей степени просто телесная гимнастика, хотя и обладающая особой эффективностью. Тело йога должно быть здоровым и гибким, движение жизненной энергии в системе тонких каналов (меридианов) должно быть совершенно свободным. В противном случае йог не сможет принять правильную позу для медитации, а сигналы, которые будет посылать тело, не позволят йогу достичь полного сосредоточения ума.

Приведя в порядок физическое тело, йог приступает к пранаяме — дыхательным упражнениям, предназначенным для приведения ума и чувств в состояние совершенного покоя и свободы от мирской деятельности. С помощью пранаямы йог управляет потоками воздуха в теле, чтобы поддерживать его в здоровом состоянии.

Цель систем аштанга-йоги и бхакти-йоги одна и та же — полностью сосредоточить сознание на Верховном Господе. Тем не менее, процесс садхана-бхакти, которому учат духовные учителя в цепи, идущей от Чайтаньи Махапрабху, существенно отличается от процесса аштанга-йоги. Тот, кто практикует садхана-бхакти, тщательно выбирает объекты, которые он позволяет своим чувствам воспринимать, и при этом живёт в мире и занимается деятельностью, тогда как человек, занимающийся аштанга-йогой, преграждает доступ чувств к их объектам, отключая их от внешнего мира. Он отделяется от мира, живя в уединённом месте, не общаясь с людьми и т.д. Он садится и закрывает или полуприкрывает глаза, сосредоточиваясь на кончике носа, чтобы, в сущности говоря, ничего не видеть. Он закрывает уши затычками или руками, избегает вкусовых ощущений, постясь или употребляя очень простую пищу. Он питается лишь самым необходимым — водой, воздухом, сырым шелушёным рисом и т.п. Следуя наставлениям Патанджали, йог старается таким образом преградить доступ чувств к их объектам, чтобы иметь возможность медитировать на Бога в своём сердце. Это следующий этап системы аштанга-йоги — пратьяхара, или отвлечение чувств от их объектов. В этой связи часто приводят пример с черепахой. Черепаха умеет легко втягивать конечности и голову в панцирь, а затем, по своему желанию, выпускать их наружу. Таким же образом, пратьяхара — это способность прекращать внешнюю деятельность чувств, обращая их внутрь.

Овладев искусством пратьяхары, человек чувствует внутреннюю отстранённость от своего материального тела с его чувствами, в результате чего испытывает облегчение — чувства больше не донимают его. Одно это уже делает его в значительной степени спокойным и умиротворённым. Он ощущает свободу от постоянных требований, исходящих от тела, воспринимая его несколько отстранённо.

В дополнение к тому, что аштанга-йог отделяется от мира с его вкусами, звуками и цветами, он также избегает взаимоотношений. Любовь считается чем-то «плохим». Например, в буддийском процессе йоги (в своей основе это процесс санкхья-йоги и хатха-йоги) не разрешается иметь никаких любовных отношений, потому что, если человек привяжется к кому-то или чему-то, он будет страдать.

Таким образом, процесс аштанга-йоги, в конечном счёте, предназначен для того, чтобы дать человеку возможность медитировать на Господа в сердце, Параматму. Эта возможность облегчается устранением отвлекающих факторов, таких как зрительные образы, звуки, вкусы, привязанность к пище, людям, беспокойства, вызванные взаимоотношениями, и т.п.

Приложив усилия, необходимые для отключения чувств от внешнего мира, йог затем должен войти в состояние, благоприятствующее успешной медитации на Бога. Эта часть практики называется дхарана — сосредоточение ума. На этой стадии йог предпринимает попытки поднять жизненный воздух. Если ему удаётся это сделать, заставив жизненный воздух беспрепятственно двигаться по сушумне (главному тонкому нерву, проходящему от основания позвоночника до макушки) и направив его вверх по чакрам (тонким нервным узлам), он достигает состояния равновесия. Тогда его труднее побеспокоить или отвлечь, и он может сосредоточиться на Верховной Личности.

Первые шесть ступеней аштанга-йоги завершаются развитием способности к полному сосредоточению ума, однако объект сосредоточения может быть любым, по выбору практикующего. Он может быть духовным, а может быть материальным. Поэтому практика первых шести ступеней может вовсе и не быть духовной, если йог занимается ею, движимый желанием достичь каких-то материальных совершенств (например, мистических сил, или сиддх, которые не духовны, а тонкоматериальны). Таким образом, дхарана — это ещё не трансцендентное состояние сознания. Это просто способность.

Следующая, седьмая ступень называется дхьяна — медитация. Подлинная медитация не должна иметь ничего общего с материальным миром — материальными желаниями, интересами и т.д. — она должна быть полностью трансцендентной. Теперь, когда йог развил способность к стопроцентному сосредоточению ума, он должен направить его на Верховного Господа. Именно это определяет, войдёт ли он в состояние трансцендентной медитации или останется в материальной сфере. На стадии дхьяны йог должен сосредоточить свой ум на образе Параматмы (Сверхдуши, Господа в сердце), а для бхакти-йога медитация происходит на Бхагавана, Верховную Личность

Когда человек достигает совершенства, называемого трансом, или самадхи, его ум, занятый йогой, полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума такой йог обретает способность видеть своё истинное «я», и оно становится для него источником радости и счастья. В этом радостном состоянии он испытывает безграничное духовное блаженство, наслаждаясь с помощью трансцендентных чувств. Утвердившись на этом уровне, человек никогда не отступает от истины и, достигнув этого состояния, понимает, что ничего большего достичь невозможно. Он никогда не приходит в смятение, даже перед лицом величайших бедствий. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.
куда идет дыхание, туда идет и разум
Сидха Шакти
Аватара пользователя
В команде
Сообщения: 19
Откуда: Евпатория

Re: Аштанга Йога

Сообщение OMM » 15 июл 2010, Чт в 04:18

Аштанга-йога. Йога восьми ступеней

ЙАМА - освобождение жизни от внутренних и внешних проблем создающих страдания и затрудняющих практику
НИЯМА - формирование позитивных наклонностей для успешной практики йоги, повышения энергии и ясности ума
АСАНА - применение системы упражнений развивающих тело, жизненную силу и успокаивающих сознание
ПРАНАЯМА - методики дыхания, техники накопления и уравновешивания жизненной силы
ПРАТЬЯХАРА - упорядочивание чувственного восприятия, контроль над эмоциями
ДХАРАНА - методы психической концентрации для однонаправленного сосредоточения ума
ДХЬЯНА - практика внутреннего психического равновесия и раскрепощения духа, развитие сил сознания
САМАДХИ - глубокое естественное состояние осознавания, неискажённое постижение внешнего и внутреннего мира

Однако многие комментаторы и мастера йоги не упоминают о том, что первые ступени Аштанга-йоги называемые Йама и Нияма содержат в своём составе методы относящиеся к другим направлениям йоги, которые существуют как самостоятельные дисциплины. Они сами представляют развёрнутые учения теоретически и практически наполненные и самодостаточные. Мы приведём лишь некоторые из них.

Карма-йога - система предписаний касающихся правильного воззрения для освобождения сознания при выполнении активных действий в мире, выделилась в учение о совершенном деянии.

Бхакти-йога или Йога Любви - методы и предписания которые помогают человеку освободиться от давления собственного эго и предать себя высшему Пути самоотдачи через трансцендентную Любовь. Что находит своё развитие через раскрытие духовных качеств сердца.

Джнана-йога - учение о природе сознания, система аналитических и созерцательных медитаций, которая приводит к реализации Джнаны - истинного Знания.

Мантра-йога - учение о вибрациях и звуке, через которые можно войти в изменённые состояния сознания и раскрепостить свою энергию и ум. Это приводит к просветлению сознание и обретению совершенных качеств психики, энергии, творческому возрождению.

Йама - первая ступень Аштанга-йоги
Йама - первая ступень Аштанга-йоги, содержит массу предписаний которые являются основой аскетической йоги, опирающейся на жёсткий контроль физического тела через самоограничение, выполнение суровых и длительных обетов, что приводит к развитию энергии, воли и, в конечном счёте, вместе с другими высшими методами, может привести к реализации абсолютного сознания, если адепт обретёт соответствующие качества сознания для конечного прорыва. Эта ступень является неким отсечением негативных тенденций в личности и внутреннего отсечения (трансформации) отрицательных склонностей приобретённых ранее. "Яма" - означает смерть, символическую смерть "прежней" омрачённой личности.

Нияма - вторая ступень Аштанга-йоги
Нияма - вторая ступень Аштанга-йоги формирует основы новой позитивной духовной личности за счёт настойчивого культивирования высоких морально-нравственных принципов и развития благородных качеств индивидуума.

Система Хатха-йоги (четыре первые ступени Аштанга-йоги) содержит учения:

Крийя-йога - свод методов для глубокого очищения физического тела с помощью различных процедур и техник, сюда относятся общеизвестные шат-кармы (шесть очистительных процессов). Эта разновидность йоги может создать достаточную степень внутренней физической чистоты, укрепить органы и жизненные системы и поэтому применяется во многих других, более сложных направлениях йоги, часть крий (очищающих действий) используется в учении Аюрведы (знание о жизни).

Кундалини-йога - методы пробуждения скрытого потенциала жизненной силы, именуемой Кундалини-шакти, и через управление энергетическими процессами адепт приходит к конечной цели - обретению Истинного Знания.

Свара-йога (или Прана-йога) - система гармонизации жизненных энергий, дыхания, биологических ритмов и через эти практики - обретение состояния выхода за пределы омрачённого разума.

Расаяна-йога - древнее учение о применении различных лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения для очищения организма и обретения, в конечном счёте, небывалого долголетия и колоссальной ясности сознания, что позволяло постигнуть природу Реальности. Этот свод учений всегда был крайне секретен, так как содержит сложные рецепты, включающие порой ядовитые и наркотические вещества. В современном мире практически утрачен.

Система Раджа-йоги (последние четыре ступени Аштанга-йоги) содержит учения:

Мантра-йога - применение медитативных практик основанных на создании особых вибраций энергии через рецитацию специальных мистических формул - мантр. Мантра очищает жизненные каналы и центры, освобождает ум от нестабильности, порождает изменение состояния энергии и сознания адепта.

Нада-йога - система практик, которые опираются на работу с внутренним звуком, возникающем внутри человека в результате течения жизненных энергий. В результате, через методы погружения в звук, йогин входит в трансцендентальное состояние, которое возникает после растворения всех форм внутренних звуков, в этом процессе адепт реализует Истину.

Янтра-йога - система практики через созерцание специальных графических или скульптурных форм в виде мистических диаграмм (янтр) или мандал символических образов, которые передают определённую энергию и формируют высшие медитативные состояния сознания.

Лайя-йога - система медитативных практик приводящая к освобождению сознания от кармических проявлений, очищение ума искусными средствами, в основном через высшее состояние покоя и недеяния.

Дхьяна-йога - система медитативных практик, которая приводит ум человека к однонаправленности, единству восприятия мира, растворению нестабильных состояний сознания и в итоге - окончательному освобождению.

Самадхи-йога - система медитативных практик высшего уровня, через обретение различных состояниям транса, прорыв сквозь омрачения ума и достижение высшей Реализации.

Для внесения первоначальной ясности, начинающим легче понять систему йоги как постепенное восхождение к вершинам Учения, но такое представление может, со временем, привести к многочисленным ошибкам как в воззрении, так и в практической работе. Эта позиция может стать "коварной ловушкой" для ума, который очень настроен постоянно опираться на логические цепочки систематизации.

Даже довольно опытные практики Хатха-йоги, попадаются в сети таких представлений. Говоря о том, что важно последовательно проработать первые ступени Аштанга-йоги, на самом деле, они обычно сразу начинают с практики асан, не стремятся использовать дыхательные практики в полной мере, считая, что "учиться дышать" надо только после освоения поз. Это же касается управления чувствами и умом, так как следует что концентрация и медитация не могут применяться пока не "проработаны асаны"

Этот взгляд - просто личное стремление работать исключительно с телом, не погружаясь в процессы исследования сознания. За этим стоит либо неосведомлённость в психических законах, либо подсознательный страх погружения в неисследованную область разума. Но такой подход не может реально привести к реализации мудрости и конечному Освобождению.

Тело все равно, рано или поздно, будет оставлено, а с ним и вся красота, сила и пластичность, те качества, которые развивают многие годы.

Крайности в практике всегда вели к дисбалансу ум-энергия-тело. Избыток физических техник не позволяет правильно развиваться сознанию, так как при этом в основном задействована "грубая" прана и сознание не углубляется, будучи связанным "внешним процессом".

Стремление совершенствовать только ум может привести к недостатку жизненной силы и, в результате, сознание не сможет осуществить прорыв к Освобождению.

Общеизвестно, что многие великие мудрецы и святые не применяли изощрённых методов развития тела или занимались Хатха-йогой лишь в начале своего пути, посвятив основное время практики развитию тонкой энергии и духовным медитациям. Однако, если физическое тело очень ограничено и энергия не может двигаться свободно, то медитации тоже не достигнуть, так как при этом в уме будут преобладать "тяжёлые компоненты " - тамас. Поэтому Аштанга-йога включает в себя множество методов, которые способны органично развить как физическое тело, так и сознание практикующего.

Хотя текст "Йога-сутра" принят за основу Классической йоги, но он прежде всего относится к Йоге Сознания - Раджа-йоге. К сожалению попытки проецировать идеи Раджа-йоги на Хатха-йогу, без должного понимания, могут создавать ложную трактовку теории и практики йоги.
Вложения
sivashakti.jpg
Аштанга Йога
sivashakti.jpg (16.09 KiB) Просмотров: 3491
OMM
Аватара пользователя
Житель форума
Сообщения: 72
Откуда: Сочи






Вернуться в Йога и Техники Медитации