Говоря о йоге, мы имеем в виду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими метода самоосознания. Когда в основе этого процесса лежит деятельность, цель которой — получить «вещественный» результат, его называют карма-йогой, когда его основу составляют философские изыскания, его называют гьяна-йогой, а когда преданное служение Верховному Господу — бхакти-йогой.
Гьяна-йога — это поиск Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этому процессу следуют философы и великие мыслители, которые, тем не менее, ещё не обрели веру в слушание и воспевание славы Верховного Господа. Цель гьяна-йоги — понять разницу между материей и духом, осознать — «Я дух, не материя». Такое осознание называется гьяна — трансцендентное знание.
Если трансценденталист по каким-то причинам ещё не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских размышлений он может осознать, что он духовен по природе, и потому не имеет ничего общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путём гьяна-йоги в течение многих жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта Абсолютной Истины. Но это неполное осознание. Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своём пути, необходимо стать бхакти-йогом.
Те, кто сразу следует путём бхакти-йоги, получают гьяну от Господа — через священные писания и представителя Бога, духовного учителя. Имея веру в священные писания и представителя Бога, человек, просто услышав (прочитав) о том, что он не тело, а духовная душа, может понять это с помощью разума, даже не имея непосредственного опыта пребывания вне тела. Или он может пережить такой опыт в результате клинической смерти, во время медитации или даже без всяких видимых причин (хотя такой внетелесный опыт, как правило, неполон — требуется ещё понимание того, что личность — не ум), а затем встать на путь бхакти-йоги.
Современный мудрец Шри Ауробиндо говорит, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду. Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.
Высшее совершенство, которого можно достичь на пути гьяна-йоги — временное «слияние» с безличным Абсолютом (брахмаджьоти, или Океаном света).